В Москве 1 декабря прошла конференция RUSSIAN STARTUPS GO GLOBAL — главное событие для IT-предпринимателей с глобальными амбициями. Участниками конференции стало больше 1700 человек. Главная тема дискуссий и выступлений — выход стартапов на международные рынки, примеры успешных стартапов и эффективные подходы к запуску продуктов на новых для стартапа рынках. Основатели компаний Jetlore (Paypal), Jivosite, Planyway, Hudway, Fasten, CINEMOOD, Promobot, EasyTen, Antilatency поделились своим опытом работы за рубежом, рассказали о первых шагах на новых рынках, ошибках и лайфхаках. Российские и зарубежные инвесторы и представители венчурных фондов поделились примерами работы на глобальном рынке. Cреди них Али Кутай (Startupbootcamp Digital Health Berlin), Паоло Борелла (Vertical VC), Джуди Синдекьюс (Capital Innovators), Цинпин Линь (MOX), Дмитрий Чихачев (Runa Capital), Алексей Соловьев (iTech Capital), Искандер Гиниятуллин (Sistema_VC).

Локальный акселератор — первая помощь в адаптации продукта

Представители глобальных акселераторов Паоло Борелла (Vertical VC) и Али Кутай (Startupbootcamp Digital Health Berlin) отметили значимость локальных акселераторов для «приземления» на новые рынки. Борелла отметил, что задача акселераторов в том, чтобы помочь стартапам обосноваться в выбранной стране и адаптировать решение к локальному рынку.

«Необходимо учитывать, что каждая страна — это отдельная культура», — отметил Али Кутай. Он уточнил, что для открытия компании на новом рынке, доступ к локальному рынку и местным организациям — важное условие.

Спикеры отметили, что стартапам есть смысл с самого начала запуска продукта работать с небольшой моделью, развивать ее постепенно, учитывая специфику выбранной страны и потребности конкретной аудитории, тесно общаться со своими потенциальными клиентами.

С ними согласилась и Цинпин Линь, программный директор MOX, первого глобального акселератора в Тайване (под управлением SOSV). Она отметила, что акселератор оказывает всестороннюю помощь стартапам в адаптации, а один из главных критериев в отборе — отличие продукта стартапа от конкурентов и их готовность команды реализовать новую идею на существующих рынках.

Азия — уникальная экосистема для стартап-компаний

Андрей Десятов, сооснователь стартап-компании Antilatency, поделился с участниками конференции своей экспертизой по выходу на рынок Китая. «Китай выстроил внутри себя уникальную технологическую экосистему: на этом рынке не встретить продуктов Google и Facebook. А это — совершенно иные условия для запуска, отличные от запуска продукта на других рынках», — уточнил он. Он обратил внимание на особую специфику рынка, связанную со сборкой и производством деталей на азиатских фабриках. Каждую операцию выполняет определенный завод, поэтому, чтобы собрать продукт, состоящий из десятков деталей, придется организовать перемещения между фабриками. Основатель стартапа отметил, что 90% местных жителей говорят только на родном языке, поэтому в команде обязательно нужен человек, знающий китайский и обладающий техническим бэкграундом.

Основателя Antilatency поддержал Брайан Тен, старший менеджер по международному развитию в ACE (Сингапур), сделав акцент на том, что Азия — это не только уникальная экосистема для стартап-компаний, но и новая возможность выхода на мировые рынки.

Российский продукт всегда нужно адаптировать для американского рынка

Участники конференции рассказали как избежать серьезных ошибок при старте масштабирования на американских рынках. Константин Иванов, основатель компании Digifabster не рекомендует отказываться от «холодных звонков», по его словам нет способа лучше сделать продажи, чем побывать на месте того, кто продаёт.

Максим Чеботарев, руководитель клуба бизнес-ангелов ФРИИ и сооснователь TechMafia поделился инсайтами из работы ФРИИ на международном рынке. Максим посоветовал создавать для американского рынка полностью кастомизированный продукт, который будет востребован. Он порекомендовал основателям быть готовыми к тому, что продукт может полностью поменяться.

Дмитрий Зарюта, основатель проекта EasyTen предложил альтернативный подход. CEO советует запускать продукт на зарубежных рынках, похожих на тот рынок, в котором продукт уже доказал свою ценность. «Лучше потратить больше времени на discovery stage, чем на модернизацию продукта на новом рынке: фокус — на понимание того, решается выделенная проблема или нет. И только потом — масштабирование», — уточнил он. Важно делать фокус в первую очередь на понимании того, решается выделенная проблема или нет, а уже потом — масштабироваться: “Лучше потратить больше времени на стадию исследования, чем на модернизацию продукта”. Продуктом стартапа активно пользуются клиенты из США, Азии, России и Латинской Америки.

Основатели стартапов CINEMOOD и Promobot обсудили как завоевать сердца зарубежных пользователей, если у тебя hardware-продукт. Дарья Мингалиева (CINEMOOD) обозначила, что для них одним из самых действенных способов инструментов масштабирования на рынке Америки стал краудфандинг — коллективное сотрудничество, с помощью которого можно проверить спрос на продукт. Его можно реализовать на таких площадках, как Kickstarter или Indiegogo.

Олег Кивокурцев (Promobot) рассказал о роли PR при выходе на зарубежные рынки. Он поделился своим успехом организации продаж в 26 странах мира. Поскольку цена робота составляет от $10 тыс., краудфандинг не подходит для его продвижения. По этой причине стартап уделяет больше внимания PR-акциям и высокому качеству продукции.

Конференция проходит в городе в третий раз и количество участников ежегодно растет, как и тематики конференции. В этом году она завершилась питч-сессией — неотъемлемой частью конференции. 21 основатель стартапа выступил перед 1,5 тысячной аудиторией мероприятия. Победителями стали: amlab.me, Viewst Russia, CrowdSystems, Varity, Wedao, а стартап Joinmamas получил приз зрительских симпатий.