Заместитель генерального директора «Почты России» Родион Шишков в свободное от основной работы время занимается ангельскими инвестициями. Одним из проектов, привлекших его внимание, оказался онлайн-сервис юридической помощи «ЮРБЮРО» - ещё до получения им инвестиций ФРИИ. На выпускном дне 7-го набора Акселератора мы поговорили с инвестором о том,  что заставляет его вкладываться в отечественные стартапы.

 

yourburo_rodion_interview_01.jpgАнгельские инвестиции в российские стартапы – затея достаточно рискованная. Считаете ли вы себя немного безумным?

В каком-то смысле так оно и есть. С другой стороны, в любом безумии всегда содержится приключение. Если вам не хватает приключений, венчурные инвестиции в стартап – хороший способ их найти.

 

И сколько надо заработать для того, чтобы почувствовать себя свободным делать безумства такого рода?

Это очень индивидуально. Вопрос стоит в позиционировании этого действия в голове инвестора. В моем случае всё просто: я с 19 лет занимаюсь предпринимательством - и риск просто вошел в привычку.

 

Просто нередко можно услышать мнение, что в России стартапы – это заведомо провальные проекты, в которые не стоит вкладываться. Что говорят примеры из вашей практики?

Просто прекратите использовать понятие «проекты», вкладывайте в людей. Внутри интересной тематики люди могут раскрыться и добиться результата. И наоборот, даже самый перспективный и актуальный проект может провалить слабая команда.


В общественном сознании выделяются два взгляда на стартаперов. Первый -  недавний выпускник, который что-то на коленке придумал и мечтает стать Марком Цукербергом. Второй – видавший виды инженер-бородач, поработавший во многих структурах, увидевший проблему и нашедший способ ее решения. По вашему мнению, кто с большей вероятностью достигнет успеха?

Я верю во «взрослых» стартаперов, у которых большой опыт и багаж совершенных ошибок. Без ошибок не будет человека - они заставляют его меняться и приспосабливаться к изменениям.

 

Да, но в России за ошибки принято человека осуждать, говорить о его недальновидности и неспособности вести бизнес.

Просто у нас еще помнят, что за долги и банкротство было принято сажать в долговую яму. В Америке банкротство – это всего лишь рядовая неудача. Если человек вдруг оказался банкротом, значит он старался и пробовал, а не ждал у моря погоды. Значит, у него есть предпринимательский дух. Если же в культуре не принято прощать за неудачи, это отношение глушит предпринимательскую активность.

 

«ЮрБюро» – ваш первый опыт в венчурном инвестировании?

Нет, далеко не первый. В моем портфеле уже свыше 10 проектов, которые я поддержал.

 

С чьей подачи «ЮРБЮРО» «пришло» в Акселератор? Кто выступил инициатором?

Я и выступил. Команде «ЮРБЮРО» не хватало одной из компетенций, которые дают результат, - совсем нет маркетинга. Мы пробовали скорректировать эту ситуацию добавлением нужных людей, но и это не сработало. Акселератор как раз и выступил катализатором разрешения этой проблемы.

 

Члены команды говорят, что Акселератор – это довольно серьезный стресс, своего рода обстановка, максимально приближенная к боевой.

Ну, он ведь так и задуман. Акселератор – это, скорее, лакмусовая бумажка, определяющая людей с предпринимательскими способностями.

 

В целом вы удовлетворены итогами акселерации «ЮРБЮРО», или нет?

Это только начало пути проекта: «выстрелит» ли он дальше – покажет время. Я не отношусь к инвесторам в чистом виде, общеиндустриальные переживания обходят меня стороной. Мне интересно думать о каждом человеке в отдельности и его применении в отдельно взятом сегменте рынка.

 

А сколько получают понравившиеся вам проекты?

Средний чек составляет 50-100 тысяч долларов, но это не устоявшийся порядок суммы.

 

В этом сегменте рынка такой чек приемлем для развития проекта?

Я вкладываю в том случае, если мне интересна идея, интересен человек или люди, которые этой идеей одержимы. Мне нравится прогнозировать, что будет с конкретными людьми.

 

Вы так рассуждаете, как будто решения принимаете эмоционально, а не смотрите при этом в 25-страничный бизнес-план и на различные кейсы.

Кейса всегда не достаточно. Сами документы до конца не могут рассказать о перспективах стартапа. Кейс говорит о среде, в которой будет существовать компания, но нисколько не сообщает о самой компании и команде.

 

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы вы склонились к проекту?

Тут все просто. У меня есть персональные предпочтения о сферах знаний, которые меня интересуют, большой рынок и бодрая компания. Все остальное уже индивидуально.

 

А что является брейкером в принятии решений?

Обратная сторона указанного выше.

 

Мы как-то считали, что в каждом наборе Акселератора оказывается 1-2 проекта, сделанных женщинами – совсем немного. А сколько «женских» стартапов получили вашу поддержку?

Кажется, три. Вообще, человек либо вызывает доверие, либо нет. Пол, возраст, имя – вторичные и малозначащие факторы, первичен всегда конкретный человек.