Американский исследователь и писатель Мэтт Мэнсфилд в своей колонке рассуждает о том, почему окупаемость инвестиций правильней измерять разными инструментами —  и не только лишь одними деньгами. 

Каждый четверг мой отец покупал лотерейный билет. Каждый раз он говорил мне и моим сестрам: «Если я выиграю, то все равно пойду завтра на работу».

Честно говоря, тогда я думал, что он чудит, но много лет спустя, наконец, понял, что стоит за этой фразой: отец работал не только для того, чтобы получать деньги. Работа давала ему смысл.

Цель. Сегодня люди много говорят об этом понятии. Речь может идти о компании с миссией или о личной цели — дискуссия строится вокруг идей социальной ответственности и преданности делу.

Довольно долго я чувствовал, что в этой дискуссии не хватает одного момента. Он связан с моими фундаментальными представлениями о труде, и цитата из недавней статьи Джона Баттеля наконец-то дала мне возможность сформулировать четкую мысль: почему другие типы окупаемости инвестиций (ROI) считаются менее важными, чем зарабатывание денег, а не наоборот?

Что если, помимо возврата капитала, предприятие измеряло бы свой успех в терминах здоровья и удовлетворенности сообществ, считая их ключевыми стимулами ROI? Как бы выглядела такая бизнес-экосистема? — Джон Баттель

Прежде чем начать обсуждать эту мысль, хочу сразу сказать: я понимаю, что зарабатывание денег — ключевое требование для того, чтобы бизнес не останавливался. При этом я уверен, что деньги — не единственная единица измерения возврата инвестиций.

В 90-х годах я работал специалистом техподдержки в очень популярной консалтинговой фирме CSC Index. Успех ей принесла книга председателя совета директоров Джеймса Чампи «Перестройка корпорации». Это было бойкое место работы — у компании существовала четкая цель.

В то время перестройка бизнес-процессов, являвшаяся нашим основным занятием, казалась делом важным и очень осмысленным. Перестроив процессы внутри организации, вы могли избавиться от многих проблем с эффективностью. Сезон охоты на операционные «заторы» был открыт, привычные стены рушились повсюду.

К несчастью, компании, работавшие с CSC Index, также смело избавлялись и от сотрудников. Чем эффективнее становился процесс, тем меньше людей необходимо было в нем задействовать. С точки зрения финансового ROI, это была хорошая мера. Но она уничтожила смысл повседневной работы большого количества людей, которые угодили под перекрестный огонь.

Необходимо ли было перестраивающейся компании избавляться от этих сотрудников? Можно привести аргументы и за, и против — ведь если бы людям нашли новое применение, они бы создали дополнительную ценность для акционеров! Но руководители знали, что, став более эффективными, они смогут получить финансовую отдачу на наших недальновидных инвестиционных рынках.

По иронии судьбы, эта недальновидность в конечном итоге сыграла злую шутку с самой CSC Index. Именно этот случай заставил меня понять, что в нашем восприятии денег и труда чего-то не хватает.

Вообще-то, компания CSC Index должна была вырасти в течение определенного периода времени на 32%. Вместо этого мы выросли только на 30%.

Какой ужас.

Оказалось, что 30%, вполне солидный показатель роста для меня как тогда, так и сейчас, был недостаточным для наших инвесторов. Руководителей вызвали на ковер, кто-то остался без работы, и деньги оказались важнее цели и смысла.

Людям необходимо трудиться — у нас есть психологическая потребность в занятости. Наша сосредоточенность на деньгах как единственном показателе окупаемости инвестиций  (рентабельности) неправильна — как с точки зрения компании, так и с точки зрения сотрудника.

Если вы можете зарабатывать больше, концентрируя свое внимание только на финансовой отдаче, совсем не означает, что следует поступать именно так. Здоровые цивилизации строятся не только на деньгах. Сегодня бизнесу, более чем когда-либо раньше, необходимо начать думать о других типах рентабельности инвестиций, помимо возврата капитала. Это могут быть:

·         Довольные сотрудники;

·         Здоровое сообщество;

·         Положительное влияние, которое их продукты и услуги оказывают на клиентов.

Выход за рамки финансовых показателей открывает много новых возможностей, при этом не лишая компании финансовой прибыли.

На каких типах окупаемости инвестиций вы сосредоточитесь в первую очередь?

 

invest_sochi_banner.png
Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий