Евгений Черешнев – известный визионер, эксперт в области кибербезопасности, спикер TED, изобретатель «цифрового ДНК», основатель Biolink Technologies. В 2015 году вживил в руку подкожный биочип. Летом этого года Евгений стал спикером лектория ФРИИ, организованного на плошадке AFP. Публикуем его выступление о значении игры в жизни человека и образовании будущего.

 

«Игра – ключ к образованию будущего»

В моем понимании любой человек – белый лист бумаги, который мы заполняем не на лекциях и семинарах, а исключительно методом проб и ошибок. Те, кто не совал ножницы в розетку, не топил тапки в унитазе и не пытался проглотить лампочку, тот попросту не жил. Именно так мы учимся.

Детьми движет любопытство, это наше самое ценное качество. Но, к сожалению, нынешняя система образования с возрастом выбивает из головы это любопытство как пыль из ковра. Это происходит не только в России, это всемирная проблема. В большинстве стран система образования выполняет конкретную государственную функцию – подготовить определенное количество индивидуумов определенного возраста, чтобы они обладали определенными знаниями. И знания в основном взаимозаменяемые и одинаковые. Это делается для того, чтобы люди были максимально совместимы друг с другом.

В XX веке этот подход был более-менее приемлем, потому что перед человечеством стояли определенные сложные задачи: строить дороги, строить дома, поднимать экономику после многочисленных войн. Сейчас же, ситуация совершенно другая, и система образования перестала работать. У общества появились другие цели. Государству нельзя иметь серую массу одинаковых людей, которые совместимы друг с другом, потому что некому будет создавать следующий Google, или новую «Мону Лизу», исследовать космос. Сейчас на передовую выходят те люди, которые смогли сохранить в себе внутреннего ребенка, пройти сквозь систему и остаться любопытным. Такие люди умеют думать своей головой и задавать вопросы.

Civ-AdultPlay.jpg

 

«Двойная жизнь»

Создать компанию типа Google и полететь в космос может только счастливый человек. «Счастье» – это довольно абстрактный термин, но, так или иначе, большинство экспертов сходится в том, что счастье – это когда ты видишь конкретный ощутимый результат от своей жизни и деятельности. При этом, самое популярное занятие, которое делает детей счастливыми, – это игра. В прошлом году эта игровая индустрия была порядка 100 миллиардов долларов США, и она продолжает активно расти.

Моя коллега по TED Джейн МакГонигал посчитала, что человечество тратит на игры 156 миллиардов часов в год. Среднестатистический подросток проводит порядка 10 000 часов в играх до достижения совершеннолетия. Ровно столько же он проводит в школе, если не филонит, не прогуливает, не болеет часто и так далее. Получается, что все дети ведут двойную жизнь. С одной стороны, они ходят в школу, т.е. делают то, что требует социум. С другой стороны – они тратят столько же времени на игры. Это добровольная часть их жизни, никто не заставляет их играть.

Сид Мейер, создатель игры «Цивилизация», сказал, что игра – это цепь осознанных решений. У игры есть цель (например, «мы боремся со всемирным злом»). Есть четкие правила, которым подчиняются все. Все равны, то есть имеет значение только умения. Что бы вы не делали, вас всегда вознаградят. И очень важно, что игра вознаграждает вас за ошибки. Люди учатся на ошибках. В игре нельзя просто ворваться и убить какого-то навороченного дракона, надо сначала раз 50-100 умереть.


Civ-Screen.jpg

Теперь посмотрим на жизнь: правила мутные, с вознаграждением все сложно. То есть, игра более привлекательна. Игра нас ценит как человека, как личность. Она говорит: «Я тебе доверяю спасение мира. За это я тебя буду постоянно вознаграждать конкретными виртуальными дарами, и твой мозг не будет чувствовать разницы между ними и реальными дарами». И действительно, нашему мозгу все равно – это виртуальное вознаграждение или настоящее. Мозг просто запоминает, что оно имело место быть. Это очень важно с точки зрения биохимии организма, потому что, когда мы получаем виртуальные дары, срабатывает выделение «гормонов счастья»: дофамины, эндорфины и так далее. То есть, эти гормоны мы чаще получаем в виртуальной жизни, чем в реальной, и поэтому в игры играть детям приятнее, чем ходить в школу. Но у этого ухода в игры есть и позитивный момент – недавнее исследование в университете Рочестера показало, что дети, которые много играют, во взрослой жизни на 25% быстрее и эффективнее принимают сложные решения.

 

«Учиться, играя»

Говоря про образование будущего люди много теоретизируют. Например, многие считают, что будущее за персональным обучением – всех детей будут учить специальные высококвалифицированные специалисты. Но это утопия, потому что на планете не найдется такого количества квалифицированных преподавателей, и конкуренция за лучших будет только расти. Многие возлагают надежды на виртуальную реальность, дополненную реальность, забывая, что виртуальная реальность – это всего лишь канал донесения информации.

Я же предлагаю скрестить игру и знания. Если представить на секунду, что наша жизнь и все, что мы изучаем – это действительно игра, то картинка становится немного другой. В среднем человек живет 80 лет. Это примерно 700 000 часов. Из этого времени на сон уходит около 233 000 часов. Дальше надо опять сократить это время, потому что все, что происходит до 14 лет и после 60 лет – это, скорее, созерцание, нежели творение. То есть если вдуматься, то у каждого из нас: у меня, у вас – на все про все есть 19 000 часов. 19 000 часов для того, чтобы полететь на Марс, найти лекарство от рака – все, что угодно.

Как правило, никто не думает об этом времени как о ресурсе. Но если представить, что это условие игры, то можно заняться анализом и расходовать это время более эффективно. Сейчас в школах никто не объясняет, что важно развивать то, что человеку действительно по-настоящему интересно делать. Начиная обучение по игровой схеме, ребенок сможет полагаться на собственную интуицию, занимаясь теми направлениями знаний, которые действительно доставляют ему удовольствие. Он не будет ограничен жесткими рамками школы и государственной системы образования в ее нынешнем виде. При этом все достижения можно поощрять «ачивками» или виртуальными монетами. Это не означает, что, если ребенку нравится математика, он сможет игнорировать все остальные области науки. Все дисциплины, если смотреть на них как на облако фактов, формул и различной информации, очень тесно связаны между собой. Грубо говоря, нельзя выучить физику и не выучить математику. Нельзя выучить математику и не понять химию. Даже между гуманитарными и точными науками есть множество связей.

Если все знания расположить в формате алгоритма, паттерна и помогать человеку двигаться путем, который он выбрал, он будет видеть всю картину сразу. Такой игровой подход поможет не только реалистично оценивать свои возможности, но и делать выбор между профессиями, а главное – получать удовольствие от процесса. И если вы сможете сегодня изменить в голове установку с «я учусь потому, что надо учиться» на «я докопаюсь до истины сам, потому что я хочу» – вы автоматически окажетесь в будущем. Вы уже оторветесь от серой массы и станете человеком, у которого есть все шансы что-то изменить. Стив Джобс как-то сказал, что люди, которые достаточно сумасшедшие для того, чтобы думать, что могут мир изменить, обычно его и меняют. Я всех призываю найти в себе внутреннего ребенка и дать ему голос.

Civ-BoyOnWhite.jpg

Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий