Стоит ли начинать учить детей предпринимательству с младших классов - или же спешка здесь нежелательна? Мы решили узнать, что об этом думают российские венчурные инвесторы.

igor_ryabenkiy.jpg

Игорь Рябенький, управляющий партнер фонда Altair.VC

Целенаправленно учить предпринимательству нужно в старших классах. В более юном возрасте может произойти смешение понятий. Хотя можно без этого и обойтись: cтуденческие годы подходят для этого больше. Опыт лучших предпринимательских школ на Западе и небольшой, но позитивный российский опыт подтверждают, что в этом возрасте молодые люди охотно впитывают и претворяют в жизнь идеи предпринимательства. Кроме того, нужно учитывать, что предпринимательство — это еще призвание и талант. Не у всех он есть. Да и не всем эта сторона жизни интересна.

Что нужно делать и в школьном, и в студенческом  и в любом возрасте — это показать позитивную роль предпринимателя как ключевой фигуры экономического роста и развития.  Именно предприниматель двигает прогресс, запускает рискованные предприятия, из массы которых и вырастает новое.В России пора перестать называть предпринимателями тех, кто «осваивает бюджеты, ресурсы и т.п.». Называйте их как-то по-другому.

Именно такой подход позволит рассчитывать на долговременный интерес молодежи к предпринимательству. Наличие достаточного количества таких людей и делает экономику устойчивой и способной к саморазвитию.


andrei_romanenko.jpg

Андрей Романенко, инвестор и предприниматель, акционер Run Capital

Я всегда с большой осторожность отношусь к штампам и временной моде на  «правильное» мнение или действия, термины, повальные увлечения и т.д. В погоне за модой в большом количестве случаев теряется суть и качество. Сегодня слишком многие декларируют или уже учат предпринимательству. В результате исследований уже было доказано, что есть прямая взаимосвязь между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием в стране. Надеюсь, что предпринимательство в ближайшее время будет занимать более внушительную часть экономики России.

Для меня предпринимательство — это скорее образ мышления, идеология, предпринимательский дух. Развить дух предпринимателя достаточно сложно. Но можно и нужно развивать требуемые навыки, обучать инструментарию.  С младших классов воспитывать ответственность у детей за свои поступки, учить искусству самопрезентации, работе в команде, развивать креативные способности. Эти навыки пригодятся в любом случае и дадут преимущества перед другими. Но стоит ли говорить что это обучение предпринимательству?! Ведь мы сами по себе знаем, что постоянное навязчивое повторение чего бы то ни было, может отбить всякую охоту, а вернуть интерес будет значительно сложнее.

Со средней школы необходимо обучать основам маркетинга и давать хотя бы базовые знания финансов, микро- и макроэкономики. Это требования нашего времени, современные тенденции, чтобы школьники были адаптированы к текущей среде, а не программа обучения предпринимательству.


Olga_Maslihova.jpg

Ольга Маслихова, управляющий партнер Phystech Ventures 

Учить предпринимательству — значит развивать определенное мышление, логику. В каком возрасте нужно учить детей думать? В западной образовательной практике школьники изучают базовые основы кодинга уже в первом классе. К пятому классу ребята могут написать элементарные базы данных или игры. На мой взгляд, это правильный подход. Во-первых, потому что развивать инженерное мышление полезно в любом случае: не приведет к антрепренерству - поможет добиться успеха в других областях.  Во-вторых, потому что предпринимательству нельзя учиться в теории. Практическое применение знаний — must: обязательно нужно пробовать создавать собственные бизнес-приложения, простейшие игры, учиться на ошибках.  Второй элемент такого обучения — правильные книги. Очень важно развивать в школьной среде культуру чтения, в том числе книг о талантливых людях — и вовсе необязательно только о бизнесменах — о ком угодно — музыкантах, ученых, изобретателях, словом, о гениях. Здорово, если у детей будет доступ к адаптированным версиям сильнейших книг о личностях и предпринимательстве, а также возможность прочитать и обсудить такие книги вместе с одноклассниками и учителем.

Мы живем в цифровую эпоху, что тоже нужно учитывать. Дети сами быстрее взрослых интегрируются в эту среду, но чем понятнее для них будут сегодняшние технологии, тем смелее их фантазия придумает то, что войдет в нашу жизнь завтра.

Учить предпринимательству сложно (некоторые даже полагают, что невозможно), и неверный подход напрочь убивает интерес. Но если все-таки найти грамотный метод, обучение предпринимательству сможет стать гораздо более органичной частью образовательного процесса, чем сейчас — притом как школьного, так и вузовского, а новые Джобсы и Цукерберги не бросят свои университеты.


mediacenter_negodyaev.jpg

Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ

Предпринимательство - это не только и не столько наука, сколько способ мышления, взаимодействия с окружающим миром. Поэтому, для начала, следует учить детей ответственности и не ограничивать мышление рамками и шаблонами. Технологический предприниматель - это тот человек, кто может посмотреть на проблему с другого угла, а дальше заставить решение появиться на свет. Поэтому я считаю, что ребенка надо с самого детства воспитывать в атмосфере открытости и ни в коем случае не мешать изучать мир и совершать собственные ошибки.

Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий