Технологические изменения происходили всегда, но темп этих изменений сегодня вырос в сотни раз, а скорость проникновения технологий сократилась с нескольких десятилетий до нескольких недель или месяцев. Например, стационарные телефоны достигали клиентской базы в 50 млн пользователей в течение 50 лет, а смартфоны превысили такое количество клиентов уже на третий год. Это меняет условия работы компаний и заставляет пересматривать стратегии бизнеса. Если раньше можно было без больших потерь отказаться от внедрения инноваций, спокойно занять выжидательную позицию и посмотреть, как технология приживется и какие даст выгоды, то теперь приходится вести бизнес в условиях неопределенности. Компании вынуждены работать с продуктами и проектами, не имея достаточно достоверных данных для принятия решения о прибыльности: в противном случае рискуют оказаться в числе отстающих. Таких примеров в мире и в России не по одному в каждой отрасли, мы наблюдали как пейджинговые компании сменялись сотовыми операторами, как Яндекс.Такси изменил целую отрасль перевозок, как SpaceX, возникнув из ниоткуда, за пять лет стал лидером мирового рынка доставки грузов на орбиту, и такие изменения сейчас приближаются в каждой из индустрий.

Кто такой внутренний предприниматель

Именно для работы в условиях неопределенности и нужны предприниматели – люди, которые готовы пробовать новое, рисковать и брать на себя обязательства, от которых отказываются сотрудники корпорации. Через многочисленные эксперименты они меняют привычные модели и практики: лишь каждый пятый эксперимент дает положительный эффект, подсказывает наш опыт. Но именно эти изменения двигают вперед бизнес и выводят в лидеры рынка.

В каждой индустрии существуют свои чемпионы по внедрению инноваций, лучшие из которых создают «дисрапт» (от англ. disrupt – «подрывать», «разрушать»). Такие люди нужны крупным компаниям внутри их собственной структуры, чтобы поддерживать темпы развития и конкурентоспособность. Уже сложился термин для таких людей –  «внутренние предприниматели».

Одна из базовых идей внутреннего предпринимательства – короткие сроки планирования, которые ограничиваются одним-тремя месяцами. Скорость принятия решений позволяет оперативно определять дальнейшие пути развития и отказываться от бесперспективных идей. В этом контексте лучше за несколько недель, максимум месяцев, создать «сырой» прототип, который покажет свою эффективность, чем тратить годы на проработку деталей и второстепенных функций проекта, которые не оправдают ожиданий и прогнозов.

Акселератор изменений

Отраслевые лидеры в России внедряют сотни изменений в год. Лидеры мирового рынка делают такое количество изменений в день. При этом статистика показывает: для 20 экспериментов в день нужно не менее 100 внутренних предпринимателей, взять которых можно извне или «выращивать» самостоятельно. Преимущества внутренних предпринимателей заключаются в том, что они погружены в контекст компании: они знают бизнес, знают боли и потребности изнутри, однако они привыкли к тому, что решения всегда принимает кто-то другой и ответственность распределяется на многих людей.

Задача корпорации – в том, чтобы довести число внутренних «моторчиков» до 3-5% от общего количества сотрудников, а затем поставить этих предпринимателей «на переднюю линию», предоставить возможность и мотивацию работать в условиях неопределенности.

Одним из лучших инструментов, который позволяет находить и реализовывать стартап-проекты, является акселератор. Это пространство, в котором можно делать любые эксперименты, комфортная среда для рисков, без которых не бывает ничего нового. В отличие от инкубатора, который обычно является «площадкой» с более благоприятными условиями реализации проекта, в акселераторе есть бизнес-экспертиза и опыт реальных предпринимателей.

Запуск акселератора внутри компании, как и любой новый вид деятельности, требует довольно много ресурсов, отдачу от вложения которых сложно ожидать сразу. Эффективную и приносящую качественный результат систему, как правило, удается получить только после третьей-четвертой итерации акселератора. Можно провести аналог в обучении езде на велосипеде. С первого раза не поедет никто, но после нескольких попыток этот навык останется на всю жизнь.

К этой работе оптимально привлекать внешних экспертов, обладающих опытом работы со стартапами, однако отраслевая специфика делает особенно важной собственную экспертизу компании. При этом механика акселерации, как правило, универсальна вне зависимости от того, направлен проект на создание космической ракеты или мобильного приложения. Разница заключается лишь в размере инвестиций и времени, требуемом на проверку экспериментов.

>>>Конференция «От исполнителей к внутренним предпринимателям: кейсы зарубежных и российских компаний»

При чем здесь ФРИИ

За пять лет внутри ФРИИ сформировалась экспертиза на основе работы с тысячами стартапов и инвестиций более, чем в 400 проектов. Чтобы получить соизмеримый опыт, крупной компании пришлось бы запланировать несколько сотен миллионов рублей на инвестиционные эксперименты и обучение команды. В любом случае, это бы заняло несколько лет.

При этом, сама работа акселератора состоит из достаточно типовых этапов.

Для того, чтобы запустить акселератор, компания, в первую очередь, должна понять, зачем ей внутренние предприниматели со своими стартапами и что она может им дать. Только потом должны быть определены люди, которые будут заниматься этим направлением, бизнес-заказчики и метрики успеха. После этого в течение нескольких недель проводится маркетинг и PR акселератора, которые позволят привлечь достаточное число целевых проектов.

На отбор и оценку проектов также уходит до месяца. На этом этапе происходит наибольший отсев проектов: менеджеры должны давать качественную обратную связь всем тем, кто получил отказ, чтобы они не теряли страсть к предпринимательству и возвращались с новыми и, возможно, более перспективными проектами. Таким образом, весь подготовительный период может занять около 3-4 месяцев.

Сам процесс акселерации и пилотирования длится от нескольких месяцев до полугода. На этом этапе компаниям нужно, во-первых, точно понимать клиента и параметры успеха каждого проекта. Как показывает опрос аналитической компании CB Insights, основные причины провала стартапов связаны не с проблемой в продукте или с отсутствием технологии, а с тем, что проекты не поняли и не изучили своего клиента. Во-вторых, стартапам нужен некий «fast track» (упрощенные процедуры согласования) в работе с корпорациями, который позволит избежать бюрократических проблем и быстро запустить пилот.

В завершении акселератора проводится демодень, где проходит презентация проектов для всей компании. Это позволяет преодолеть скепсис и сомнения, которые часто возникают у невовлеченных подразделений, и повысить доверие к стартапам как к инструменту повышения эффективности компании.

Уже после, проводится масштабирование на всю корпорацию или на внешний рынок. Статистика показывает: и внешний, и внутренний акселераторы дают одинаковое соотношение количества идей «на входе» и успешных проектов. Стартапы могут приносить прибыль и окупать акселерацию, но для заметного результата в масштабе всей корпорации и внутренняя, и внешняя акселерация должны стать постоянными.

Как запустить «внутренние моторчики»

Опыт ФРИИ и других игроков на рынке позволил разработать рекомендации для преодоления самых типичных проблем в развитии внутренних предпринимателей и запуске корпоративных акселераторов.

В первую очередь, нужно привлекать людей с предпринимательским опытом, которые будут делиться экспертизой. Нужно учиться быстро принимать решения и брать на себя ответственность за реализацию своих идей. Для успешного стартапа достаточно трех-четырех человек, тогда как в корпорациях часто создаются слишком большие команды, что повышает затраты на реализацию и порождает проблемы в коммуникации.

Наконец, внутренние предприниматели должны избавляться от собственных страхов и быть готовыми в случае положительного первичного результата заниматься своим стартапом на постоянной основе, а руководители должны создавать для этого соответствующие условия.

Обсудить корпоративные инновации мы предлагаем на нашей конференции «От исполнителей к внутренним предпринимателям: кейсы зарубежных и российских компаний» 24 октября. Вас ждут кейсы компаний Coca-Cola HBC Россия, «Леруа Мерлен», КРОК, «Декатлон» и проекта «Гараж МТС». Успейте зарегистрироваться!

Автор —  Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ».




Подпишитесь на рассылку полезных статей и анонсов мероприятий