IT-проектами я занимаюсь с шестнадцати лет

В профессию я попал неслучайно. Первый IT-проект я сделал в 2000 году, когда учился в школе, это был сайт с личным кабинетом для одного из интернет-провайдеров Дубны — города на севере Московской области. После школы поступил в университет в Москве и с середины первого курса начал работать программистом.

Потом занимался международным онлайн-образованием: договаривался с зарубежными университетами о программах двух дипломов. Смысл такой: российские студенты онлайн проходят на последних курсах дополнительно до десяти дисциплин и защищают итоговую работу на английском языке, а после этого получают два диплома: один российский и второй — западного университета.

Тогда же запустил в университете онлайн-аспирантуру. Проект делали втроем: я как менеджер проекта и разработчик, видеооператор, он же монтажер, и руководитель отдела аспирантуры как заказчик. Фактически я уже занимался продуктовыми задачами, только называлось это не продакт-менеджер, а диджитал-директор.



Параллельно я делал сайты для международных и федеральных компаний. Тогда на российском рынке еще не было крупных диджитал-агентств, а заказчики приходили через друзей. Сделал около двадцати сайтов, например для Unilever, Valio, Paper Mate.


Сайт для промокампании Calve, Unilever

В 2009 году в частном университете я создал и затем управлял как product owner «Глобальной электронной средой обучения» — платформой, которая покрывала все процессы вуза, как административные, так и образовательные, автоматизировала почти всю бумажную работу.

Наша работа с командой позволила университету оптимизировать штат на 10% и увеличить доход на 30%, а мне — научиться четырем вещам:
  • управлению распределенными командами разработки;

  • прототипированию;

  • аналитике и исследованию поведения пользователей;

  • оптимизации разных метрик.

За электронную среду обучения университет получил награду — «Лучшее решение e-learning в вузах».

Потом было много командировок: я ездил по вузам России и Казахстана, встречался с ректорами и рассказывал, как внедрять онлайн-обучение, автоматизировать работу вуза и оценивать качество электронного обучения.

Через два года меня пригласили управлять рекламным агентством, которое специализировалось на SMM, PR в интернете и репутационном менеджменте. Я согласился — это казалось хорошим вызовом. Так и получилось: я развил навыки стратегического планирования, сложных продаж и управления при быстром росте. В итоге смог выстроить процессы агентства и увеличить доход в четыре раза.


Один из проектов рекламного агентства — поддержка запуска GetTaxi в Москве, сейчас компания называется Gett


В Яндексе было интересно, но я выбрал семью

Следующим этапом был Яндекс. Там я работал продакт-менеджером и отвечал за Яндекс.Почту и Яндекс.Диск в Турции. Занимался выявлением и решением пользовательских проблем и промоакциями.

Нагрузка в Яндексе была экстремальной: часто рабочий день длился до полуночи, а дома меня ждала семья. Через некоторое время пришлось уволиться, потому что хотелось больше времени проводить с близкими, — но работать было интересно. Если бы я туда пришел лет на десять раньше, уверен, всё бы сложилось по-другому.



Затем было еще одно рекламное агентство, но уже региональное. Передо мной стояло много сложных и интересных задач помимо увеличения дохода:
  • повышение прозрачности процессов;

  • развитие набора предоставляемых услуг;

  • выход на новые рынки.

Здесь я создал отдел продаж с нуля, выстроил партнерский маркетинг и в целом занимался продвижением и развитием агентства. Но самым важным, на мой взгляд, было пройти кризис 2014 года, когда отыскали точки роста агентства и «переобулись на лету» с позиционированием. Это был еще один этап на пути к становлению продакта.


Я был вторым сотрудником в Onlypult, сейчас нас двадцать шесть

Последние пять лет я директор по продукту в Onlypult — это единая платформа для работы с соцсетями. Мы помогаем компаниям, агентствам, блогерам и СМИ экономить время при работе с социальными сетями. Наши клиенты могут одновременно создавать и публиковать посты, отслеживать упоминания, анализировать активности и в результате повышать продажи. Всё внутри одной платформы.

Я отвечаю за продукт, стратегические и оперативные задачи. У меня достаточно большая зона ответственности, и мне это нравится. Каждый день на работе мы делаем что-то, что помогает пользователям решать рабочие и личные задачи и, возможно, делает их счастливее. Это приносит мне большое удовольствие, но усталость и выгорание тоже бывают. Когда чувствую, что силы на пределе, стараюсь взять выходной. Мне достаточно сменить картинку, чтобы отдохнуть и вернуться к работе с новыми силами и мыслями.

В работе важны процессы и команда — одно без другого не работает. Скорее всего, таким крупным компаниям, как Яндекс, Google или Facebook, проще заменить человека, чем менять процесс. У нас в Onlypult небольшая команда, и нет очереди из разработчиков, поэтому люди нам важнее. А процессы всегда можно настроить так, чтобы было удобно и компании, и людям.



У нас небольшая, но крутая команда


Не развиваться — главная ошибка любого продакта

Продакт-менеджеры допускают ошибки, я в том числе. Я бы выделил семь ошибок, которые чаще всего встречаются у продактов:

  • не слушать, что говорят пользователи; 

  • пообещать что-то пользователям и не сделать или сделать слишком поздно;

  • не записывать важные мысли, идеи и инсайты;

  • не развиваться;

  • считать себя самым умным;

  • не фокусироваться на главном;

  • считать себя целевой аудиторией продукта.

Но надо помнить, что каждая ошибка — это способ стать лучше, прожить опыт, который иногда очень дорогой.


Однажды я всё сделал не так

Однажды я всё сделал не так и потерял много денег — сумму с пятью нулями из личных сбережений. Мы с партнером создали Pitch MVP сервиса в сегменте HRtech. И пошли с ним к потенциальным заказчикам. На встречах задавали много вопросов о том, как они решают задачи, какие плюсы и минусы у такого подхода, с какими проблемами сталкиваются. А потом некоторым из них рассказывали и показывали, как будет работать наш сервис.

В двух крупных компаниях подтвердилась гипотеза о проблеме, а после демонстрации представители сказали, что им продукт нравится. Но когда мы сделали первый работающий MVP и готовы были заключать контракты, обе компании отказались.

В итоге мы с партнером потратили деньги и время, но получили отличный урок: интерес нужно подтверждать рублем либо делать первую версию продукта без больших затрат.


Учился во ФРИИ для структуризации знаний и нетворкинга

В 2017 году я пошел учиться в «Акселератор ФРИИ», тогда курс назывался «Профессия продакт-менеджер». Сейчас этот курс трансформировался в «Продуктовый лидер», но преподаватели там те же — Любовь Карпова и Дмитрий Школьников.

Учеба должна была помочь в решении двух задач:

  • структурировать знания, которые я так или иначе получил на практике, ведь не всё могло быть верным;

  • познакомиться с людьми и их кейсами. Тот самый пресловутый нетворкинг. На курсе разные люди с продуктами на разных стадиях, но каждый продукт проходит один и тот же путь и сталкивается с похожими задачами и проблемами. Здесь же можно увидеть, как коллеги решают проблемы, какие способы эффективны, а какие нет.
Почти всё, что давали на курсе, я сразу старался внедрять в Onlypult. Например, проходили тему о работе с рисками продукта — на следующий день мы с гендиректором описали, какие у компании и продукта риски, как с ними справляться, на что никак не повлиять, а к чему можно подготовиться заранее.


Фото с учебы, занятия проходили вечером и в выходные, мне было удобно


А через год стал экспертом ФРИИ

Через год после курса я увидел, что «Преакселератор ФРИИ» набирает экспертов в команду. Подумал, почему бы и нет, мне ведь нравится делиться знаниями и опытом. 

Экспертов отбирали в несколько этапов. Среди них мотивационное письмо, трехнедельное обучение с ежедневными тестами и итоговое тестирование.



Эксперты занимаются разными направлениями. Я — первичным скринингом стартапов: провожу экспертизу проектов и консультирую по точкам роста и рискам. Потом стартап проходит дальше по воронке Фонда.

Также я работаю в продуктовых образовательных программах — наставником, трекером и преподавателем на курсах «Профессия продакт-менеджер» и «Продуктовый лидер».


Эксперты и сотрудники «Преакселератора ФРИИ»

С Onlypult и ФРИИ получается так, что моя работа как раз находится на пересечении трех интересных мне отраслей: IT, маркетинга и образования. А еще мне повезло с командами и там, и там.

В профессии мне еще есть куда расти, но зона роста часто бывает скрыта: пока я не сталкиваюсь с чем-то новым, кажется, что знаю достаточно. А когда сталкиваюсь, понимаю, что вот тут нужно учиться, нужно покопать. Учиться — это необязательно курсы, но и чтение, видео, нетворкинг.

Новичкам и тем, кто только планирует стать продактом, хочу посоветовать два варианта:

  • идти в крупную компанию на позицию джуниора и перенимать опыт;

  • идти в небольшую компанию и учиться всему в процессе.

Но в любом пути главное — выбрать отрасль, работа в которой будет приносить удовольствие. 

Если у вас появились вопросы — пишите мне в LinkedIn или Facebook.

Сейчас «Акселератор ФРИИ» запускает курс для руководителей и специалистов, которые ищут точки роста в своих продуктах, — Product Growth. Еще у них есть телеграм-канал «Продактхаки» с полезными материалами.