Сегодня, 24 июля Государственная Дума приняла законопроект о краудплатформах («О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ») . Закон вступит в силу с 1 января 2020 года.

Фактически закон стал первым отраслевым документом, регулирующим рынок краудинвестинга (коллективных инвестиций в капитал бизнеса), краудфандинга (коллективных инвестиций в обмен на неденежное вознаграждение) и краудлендинга (коллективная выдача займов). Он установит правила игры не только для инвестиционных площадок, но и для инвесторов и самих проектов, привлекающих средства для собственного развития. 

С начала следующего года инвестиционные площадки будут вести реестр сделок и раскрывать основные показатели своей работы, регулировать их работу назначен Банк России. Задача этого введения — сделать рынок прозрачным и понятным. 

Инвесторы с квалификацией по законодательству РФ о рынке ценных бумаг, а также индивидуальные предприниматели смогут инвестировать неограниченный объем средств в проекты, а инвесторы без квалификации — не больше 600 тыс рублей. Так, регуляторы планируют допускать только тех, инвесторов, кто понимает специфику высоко рискованного рынка краундлендинга. Квалифицировать инвесторов сможет сама инвестиционная  площадка.

Закон вводит принципиально новый инструмент владения инвестором частью бизнеса, в который он инвестирует, у инвестора появляются цифровые права. Если раньше речь шла про такие инструменты привлечения средств как заем, продажу доли в капитале или сбор средств на создание и продажу конкретного продукта, то в этой редакции закон вводит новый инструмент — цифровой финансовый актив. Инвестор, который приобрел такой актив через инвестирование на площадке, будет вправе требовать передачу созданного проектом продукта: это может быть электронное устройство, если компания его производит; услуги каршеринга, если средства привлекает каршеринговый сервис. 

Цифровые права — право инвестора потребовать от проекта доступа к услугам, продуктам или определенных действий от проекта, который привлекает деньги у инвестора. Право фиксируется в электронном реестре краудплощадки, у инвестора появляется больше гарантий того, что проект не откажется от сделанного общения по привлечению финансирования. 

«Фактически у нас в стране появилось собственное законодательство для крауд-площадок. Рынок очень быстро и стремительно развивается, очень важно создать такие условия, которые помогут ему не только не терять темпы, но и наращивать новые возможности. С введением закона инвестиционные площадки становятся не только рабочей альтернативой банковским кредитам для малого бизнеса. У стартапов и инвесторов появится такой инструмент как цифровой актив, который  переводит отношения между ними в плоскость прозрачности и доверия», — пояснила Александра Орехович, директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив, участник обсуждения законопроекта.

По подсчетам экспертов, в России на этом рынке развивается около 10 крупных компаний. Большинство российских инвестиционных площадок специализируется именно на краудлендинге.

По данным Банка России, к концу 2018 года суммарно рынок превысил 15,2 млрд руб., что почти на 34% больше, чем в 2017 году. Рост произошел за счет активности предпринимателей в привлечении средств. 96% компаний, привлекающие средства на краудлендинговых площадках — компании малого и среднего бизнеса. Как прогнозирует ЦБ, к 2023 объем рынка может возрасти до 1 трлн рублей.

Фото на обложке: Sharon McCutcheon / Unsplash