Директор ФРИИ Кирилл Варламов на форуме «Открытые инновации» назвал главные препятствия для технологического лидерства России в мире и дал несколько рекомендаций, как это можно было бы исправить.

Превратить Россию в мирового технологического лидера сегодня невозможно. Причин несколько.

Во-первых, наша экосистема не самодостаточна. Чтобы она стала такой, нужно, например, по-честному синхронизировать деятельность институтов развития. В том числе и в вопросе, как вырастить национальных чемпионов: ведь только новые лидеры — национальные чемпионы — могут стать настоящими драйверами, движущей силой. При этом, растить их нужно по новым лекалам и новым канонам, иначе они не смогут стать по-настоящему новым и передовыми.

Необходимо выработать концепцию, которая поможет IT-компаниям развивать экспорт собственных продуктов. Нужны инструменты поддержки, которые максимально ускорят прохождение стадий превращения стартапа в мирового технологического лидера.

Во-вторых, для того, чтобы IT-компании могли стать технологическими лидерами, в России необходимо развивать кадры. Ежегодно по IT-специальностям выпускается только 80 тыс. человек вместо 150 тыс., необходимых для цифровизации экономики. Это не только разработчики, но и маркетологи, продавцы, те, кто способен создать мировую технологическую платформу.

В-третьих, на российском рынке остро не хватает спроса на стартапы и покупателей технологий. Интерес бизнеса к стартапам сейчас напрямую связан с позицией первого лица компании к инновациям. Поэтому развитие спроса на стартапы — точечная работа с главами корпораций, с первыми лицами, затем эта работа продолжается обучением людей готовности к изменениям, внедрением технологических решений.

В-четвертых, стоит отметить, что объективный критерий инновационности экономики — это динамика высокотехнологичного экспорта, в последние годы его доля неуклонно растет, а должна быть еще больше. Российские IT-разработчики — разработчики мирового уровня. И, несмотря на совсем небольшие инвестиции, IT-бизнес развивается и завоевывает мировые рынки. Например, в портфеле ФРИИ есть Promobot или «Робот Вера», недавно подписавшие выгодные экспортные заказы.

В-пятых, на российском венчурном рынке не хватает инвестиций, частных денег, которые могут развивать IT-предпринимательство. С 2014 года венчурный рынок обвалился в 15 раз вместе с оттоком капитала. Наш предприниматель научился работать и без денег, но хотелось бы, чтобы денег и инструментов для их привлечения было больше.